Значение левицкий дмитрий григорьевич в краткой биографической энциклопедии. Дмитрий григорьевич левицкий биография Д левицкий портреты

Дата написания – 1782 г. Холст находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Выдающийся мастер портретной живописи написал портрет светской красавицы, находясь на вершине мастерства, в годы своей наивысшей славы. С холста на […]

Дата написания – 1786 год. Находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва. Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших […]

Портрет великого французского философа относится к самым ранним опытам художника в этой области. Дидро считается незаурядным теоретиком искусства, хорошо разбирающимся в нем. Мыслитель скептически относился к собственным портретам, полагая, что его лицо […]

Мастерство художника проявилось в портретном искусстве, причем известен он не только парадными, но и камерными изображениями, на которых большое значение имели все детали: одежда, расположение в пространстве, поза, окружающая обстановка, выражение лица, […]

Полотно написано в 1783 году, на сегодняшний день находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Левицкий отличался особым подходом к вырисовыванию женских силуэтов. Он грамотно подчеркивал их нежность и изящество, что в […]

Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской является одним из экспонатов целой серии картин, посвященной изображению жизни благородных девиц из Смольного института. Это учебное учреждение объединяло под своими сводами лучших девушек Санкт-Петербурга и […]

Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735, Киев — 4 апреля 1822, Санкт-Петербург) — русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Автопортрет. 1783

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств.

В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ—энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старика, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель И. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.

Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова.

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769

Портрет откупщика Н. А. Сеземова. 1770

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г. И. Алымовой. 1773

Портрет П. А. Демидова. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ девиц Е. И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А. П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н. С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ девиц Е. И. Молчановой. 1776

Портрет М. А. Дьяковой. 1778

Портрет М. А. Львовой. 1781

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А. Д. Ланского. 1782

Портрет П. В. Бакунина Большого. 1782

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет А. Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Портрет А. В. Суворова. 1786

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791

Портрет И. Л. Голенищева-Кутузова

Портрет Н. А. Львова. 1789

Портрет священника (Г. К. Левицкого)

Портрет А. С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Портрет Е. А. Воронцовой. До 1822

Полностью

Автор, изложивший историю России в лицах, Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник "галантного" века, и чисто внешне он сам представлял из себя лицо "необщего выражения": выразительное, страстное, чуть жёлчное. Живописец дар имел редчайший, все реалии восемнадцатого века запечатлел для изучения их самыми далёкими потомками. Перед нами художник Левицкий раскрывает эпоху во всей красе: лица царей и царедворцев, философов и светских львов, холодных красавиц и писателей, промышленников и дипломатов, аристократов и купцов, чиновников и военных, родителей и их детей, и эти портреты способны рассказать достовернее всяких слов о том прошлом, которое давно миновало и не вернётся никогда.

Живописец истории

Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок - это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое - со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.

Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела - расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.

Биография

Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером.

Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры.

Дар

Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.

Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.

Начало мастерства

По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно.

В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова. Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя. Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда.

Первая оттепель

Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых - сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.

И это, скорее всего, самый большой диссонанс - зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани - оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.

Девицы

Во всех портретах дарование художника развернулось насколько возможно. Левицкий показал себя не только превосходным психологом, но и отличным декоративистом. Портреты были выполнены как парадные аллегорические картины: воспитанница Борщова олицетворяла театр, Молчанова - науки, Алымова - музыку и так далее. Весь восемнадцатый век в его эстетической системе отразился в этих портретах.

Масонство

Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно. А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен.

Против издателя "Трутня" заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость. Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало. А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп.

Когда теряется радость

Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом. Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день. Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие.

Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути - народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело. Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным.

Стиль

Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность. А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона. Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого!

Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству. К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально. Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета.

Вместе с эпохой

Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно - Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.

Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века - от начала 1800-х он - оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(около 1735—1822), художник .

Автопортрет
1783г, картон на дереве, масло,

Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца.
В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

В 1769 г. написан портрет архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, за который автор был удостоен звания академика. Затем художник исполняет портреты Н. А. Сеземова (1770 г.), Г. И. Козлова, (1796 г.) графа А. Н. Строганова (80-е гг.) и др. К высшим достижениям живописи XVIII в. принадлежит серия из семи портретов «Смолянки» (изображения воспитанниц Смольного института, 1772—1776 гг.).
Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий пишет портреты П. А. Демидова (1773 г.) и Д. Дидро (1773—1774 гг.). К этому же времени относится и самый ранний из трёх портретов Н. А. Львова (наиболее известный написан в 1789 г.).

Своеобразны и значительны женские портреты Левицкого. Среди них два портрета М. А. Львовой, урождённой Давыдовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа-Бернуцци (оба 1782 г.) и др. Тогда же созданы портреты М. Ф. Полторацкого (1780 г.), А. В. Храповицкого (1781 г.), А. Д. Ланского (1782 г.) и др.
В 1783 г. по заказу канцлера А. А. Безбородко художник исполнил большой парадный портрет императрицы Екатерины II. В конце 80-х гг. и позднее Левицкий пишет портреты А. И. Воронцова, П. Ф. Воронцовой и их дочерей, а также портреты великих княжон — дочерей Павла I (тогда наследника престола).

Портреты девочек Воронцовых принадлежат к лучшему, что было сделано Левицким в последний период творчества. К 90-м гг. относятся портрет мужа и жены Митрофановых и портрет Н. И. Новикова (известен лишь по копиям, оригинал не сохранился).

К началу XIX в. болезнь глаз вынудила Левицкого оставить занятия живописью.


Екатерина I


Екатерина II

"Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия" - называется картина кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Величественная императрица Екатерина II изображена в храме Фемиды - греческой богини правосудия, восседающей справа в виде прекрасной античной статуи со своим обязательным атрибутом - весами в руке.

На алтаре перед Фемидой сжигает императрица маковые цветы. Мак - символ сна и покоя. Таким образом художник иносказательно сообщает, что правительница жертвует собственным покоем для общего блага, то есть без отдыха и сна заботится о народе.

Обратим внимание на облик Екатерины II на портрете: на голове её не золотая корона, украшенная драгоценными камнями, а лавровый венок - знак триумфа и славы. Вместо роскошного платья мы видим белое атласное одеяние, напоминающее античные одежды - это говорит о скромности и простоте царственной особы.

У ног её - орёл с ветвью оливы в клюве, сидящий на стопке книг. Эти книги - не какие-нибудь сборники сказок или любовные романы, а свод государственных законов. Орёл здесь обозначает само государство, страну. Оливковая ветвь же символизирует победы, плодородие и достаток. Получается, что при Екатерине II, в пору её царствования, царит закон и порядок и страна процветает.

Итак, художник не просто написал достоверный портрет императрицы - кстати, она даже никогда не позировала ему. (И уж конечно Екатерина II на самом деле не сжигала бутоны мака в греческом храме, а рядом с её ногами обычно сидела маленькая собачка-левретка, а не орёл). Напротив, не стремясь к портретному сходству, Д. Г. Левицкий создал образ «идеальной государыни». А помогли ему в этом многочисленные детали - символы, в которых он "зашифровал" смысл своего произведения. Это и есть "аллегория", в переводе с греческого - "иносказание".


Портрет Е.Р. Дашковой


Екатерина II


Портрет П.В Бакунинa Большого
1782г, холст, масло

Портрет E.A Бакуниной
(Жена П.В Бакунинa)

1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Г.К.Левицкого (?)
1779г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет А.Я.Левицкой
1780г, холст, масло,
Челябинская городская картинная галерея


Портрет И.В.Лопухина
~1802-1804г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сон убежал... Куда деваться?
Мне мниться образ неземной.
В который раз спешу признаться:
Вы мой похитили покой.
Художник Д. Левицкий, "Портрет М. Дьяковой"

Портрет М.А.Дьяковой
1778г, холст, масло, 61x50
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Анны Давиа Бернуцци
1782г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Урсулы Мнишек
(около 1750-1808)
1782.г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет M.И Мюссар
~1790г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Н.И.Новикова
(1744-1818)

До 1792г, холст, масло, 61 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Цикл знаменитых «Смолянок» - семь портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте. Эти портреты, выполненные художником Д. Г. Левицким в период с 1772 по 1776 годы, по праву считаются одной из вершин не только русской, но и европейской портретной живописи XVIII века. Они отличаются высоким мастерством исполнения, глубиной и тонкостью психологической характеристики.


Портрет Алимовой Г.И.
1775г, холст, масло, 222х166см


Портрет Борщовой Н.С.
1776г, холст, масло
1776. Холст, масло. 197х135 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской
1773г, холст, масло,164 x 129
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет А.Д.Левицкой(Агаши)
дочери художника
1785г, холст, масло, 118x90
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Левшиной А.П.
1775г, холст, масло, 213х140 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Молчановой Е.И.
(1758-1809)
1776г, холст, масло, 181,5 х 142,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е.И.Нелидовой
1773г, холст, масло, 164х106
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет А.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х, холст, масло. 61 x 50 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Екатерины Воронцовой в детстве
Конец 1780-х. холст, масло, 62 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет графини М.А. Воронцовой в детстве
Конец 1780-х — начало 1790-х. холст, масло, 63 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Е. А. Воронцовой
1783г, холст, масло, 49 x 60 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет Прасковьи Воронцовой
`~1790г, холст, масло, 62,5 x 49,5 (овал, вписанный в прямоугольник)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет великой княжны Александры Павловны
(1783-1801) 1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Ф.П.Макеровского
в маскарадном костюме
1789г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет Я.И.Билибина
(1779-1854)
1801г, холст, масло,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сын И.Х.Билибина

Портрет В.И. Митрофанова и и его жены М.А.Митрофановой
1790-e, холст, масло, 61,5 x 49,5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет великой княгини Екатерины Павловны
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск

=====
Портрет великой княжны Елены Павловны. 1791. Холст, масло.
Левицкий был известен как создатель прекрасных детских и юношеских портретов. На этом портрете Левицкий написал 7-8 летнюю девочку, внучку Екатерины ІІ. Смотря на этот портрет, мы понимаем, что Левицкий был непревзойденным мастером детского портрета. А это в 18 ст. было редким явлением. В произведении присутствуют элементы парадного, репрезентативного портрета, а именно, композиционная схема, поза, одежда, награда. Вместе с тем исключительный талант и мастерство Левицкого позволили ему выйти за пределы официального портрета. Платье покроя взрослой дамы, пышная прическа и горделивая осанка, не могут скрыть очарования чистоты, естественности чувств маленькой девочки. С удивительным мастерством изображает художник нежное детское лицо в ореоле напудренных серебристых волос, открытый взгляд синих глаз, по-детски пухлые губы с чуть заметной улыбкой. Эта работа Левицкого принадлежит к одному из лучших детских портретов 18 века.


Портрет Марии Павловны в детстве
(дочь императора Павла I)

1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет М.П.Нарышкиной
1802г, холст, масло, 59 x49 см
Лувр


Портрет И.И.Шувалова
1790г, холст, масло
Павловский дворец, Павловск


Портрет Семена Романовича Воронцова
холст, масло, 69 x 51,5см
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Портрет Ф.С.Ржевской и княжны Н.М. Давыдовой
1772г, холст, масло, 161 x 103
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дмитрий Григорьевич Левицкий - русский портретист украинского происхождения, представитель реалистической живописи 18 века.

Годы ученичества Левицкого

Будущий мастер родился примерно в 1735 году, в семье священника Григория Кирилловича Носа, который счел необходимым сменить свою фамилию на «Левицкий». Это произошло в небольшом селе Маячка, что в Полтавской губернии. Отец, будучи простым сельским священником, был, тем не менее, известным в Украине гравером в стиле барокко, прославленным иллюстратором «Апостола», «Евангелия», автором гравированных портретов, религиозных и светских композиций.

Есть сведения, что Григорий Кириллович участвовал в росписи знаменитого Андреевского собора в Киеве. Именно этот талантливый человек и стал, конечно, первым учителем Дмитрия Левицкого. Двадцать лет будущий художник жил в Киеве, набирался опыта и впечатлений, брал уроки у отца и А. П. Антропова. Перебравшись в Петербург, юноша поступил учиться в Шуваловскую Академию и параллельно продолжил учебу в студии Антропова. Именно тогда и вырос талант Левицкого как художника - портретиста.

Начало творчества Д.Левицкого

Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации : готовил декорации, живописные композиции.

Портрет А. Ф. Кокоринова

Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого - портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора . Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.

Портрет П. А. Демидова

Эта картина - еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность - что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой

В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в ). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.

Портрет Н. И. Новикова

Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.

Портрет Екатерины Второй

Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый в оде «Фелица». Не случаен и фон картины - античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.

Портреты «смолянок»

С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.

В конце жизни

К старости у Левицкого стала прогрессировать болезнь глаз. Он все меньше работал, а потом и вовсе прекратил занятия живописью. Но он оставил после себя много учеников и повлиял на развитие отечественной портретной живописи. Художника не стало 4.(16).04.1822 года.