Бог символом которого было страусовое перо. Птичьи перья (символ)

Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы). На египетских изображениях суда над мертвыми ими украшены головы божеств - "Властителей правды". Эмблема Маат, богини истины, справедливости и закона, Аменти - богини запада и мертвых, и Шу - символа воздуха и пространства. В семитской мифологии страус является демоном и может символизировать дракона. В зороастризме это божественная птица бури. Яйцо страуса, подвешиваемое в храмах, коптских церквях, мечетях, иногда над могилами, символизирует творение, жизнь, воскресение, бдительность. У догонов в Африке страус символизирует одновременно свет и воду, причем с водой ассоциируются его неровная походка и бестолковые движения.
единственная птица, которой в обычном словоупотреблении приходится подтверждать свою птичью природу ("птица страус") хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Неясность в его определении существовала и в Греции, где он изначально носил название, близкое к "воробей", но с, приставкой "мегас" (большой), а позднее появилась новая именная форма "букетверблюд", в чем решающую роль сыграли размеры бегающей птицы, форма ее ног и "парнокопытность". Птица известна в Средиземноморье с 5 в. до н.э. и встречалась тогда еще в Северной Африке, что подтверждается доисторическими и раннеисторическими наскальными рисунками. Аристотель приписал ему смешанную природу птицы и млекопитающего. Перо как символ египетской богини Маат было, очевидно, пером страуса. Раннехристианский текст "Физиологус" (2 в.) восхваляет "прекрасные, пестрые, сверкающие" перья и полагает, что страус "пролетает низко над землей... Все, что он находит, служит ему пищей. Также ходит он к кузнецам, пожирает раскаленное железо и тотчас, пропустив через кишку, возвращает назад, столь же раскаленным, как прежде. Но это железо благодаря пищеварению становится легче и звенит, как я это видел на Хиосе собственными глазами. Он кладет яйца и высиживает их не так, как обычно, а садится низко напротив и смотрит на них острыми глазами: они становятся теплыми, и тепло его глаз позволяет вылупиться птенцам... Отсюда яйца его могут служить для нас в церкви примером: если мы сообща встанем там с молитвой, то должны глаза свои направить к Богу, чтобы он отпустил наши грехи". Другое представление, согласно которому страусовые яйца высиживаются под воздействием солнечного тепла, служит символом появления Иисуса на свет без помощи родителей (зоологически, естественно, ложное) и девственного материнства Марии, а иногда и символом воскресения Иисуса из гроба. Басня о том, что страус в критических ситуациях прячет голову в песок и полагает, что становится невидимым (страусиная политика), вместо того чтобы убежать, сделала страуса символом "синагоги" (слепоты) и вялости (см. Фазан). Неспособность к полету бегающей птицы сделала его в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"), как и лебедя, символом лицемерия и ханжества. Хотя он часто расправляет свои крылья для того, чтобы лететь, но не может оторваться от земли, "подобно лицемерам, которые хотя и придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы... Так лицемер, из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот, не в состоянии устремиться в небесную высь" (Унтеркирхер) в противоположность соколам и цаплям, которые телом легки и не привязаны к земле. В геральдике страус тоже играет роль. Так, исходя из легенды о его способности переваривать железо, он помещен в гербе города Леобен (Штирия), где развита металлургия. С., изображенный в виде орла. "Бестиарий", 12 в. Библиотека Арсенала. Париж Страус как пожиратель железных подков. И. Босхиус, 1702 г. Мои крылья нс приносят мне пользы. (См. рис.8 в табл.9.) Хоть у меня есть крылья, я не летаю. символчто лучше не иметь талантов, нежели держать их под спудом. "Иметь и не пользоваться этим "Есть не наша слава, но позор. "Страус, украшенный множеством прекрасных перьев, из-за своей громоздкой туши не может подняться в воздух. Он использует свои крылья лишь для помощи в беге. Страус, дующий на насиженные яйца. //В добродетели он не сходен с другими. Ситуация, изображеиная на рисунке, в природе не встречается, но правдоподобие заключается в том, что страус, будучи убогим и безмозглым созданием, хоронит свои яйца в песке и заботу о них предоставляет доброму солнечному теплу. Такая нерадивость показывает недостаток любви к своему потомству и вызывает отвращение к страусиному характеру во всех странах, где он обитает, что делает его символом беспечного и небрежного родителя. "Дщерь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне." (Плач, IV, 3.) "Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их. Он жесток к детям своим, как будто они не его." (Иов, ХХХIХ, 14.) Два страусиных пера, близко расположенных друг к другу. //У нас есть все, чтобы объединиться. символ означает, что равенство в 1"1ле и возрасте, а также сходство моральных установок формируют 1^амые верные узы как в любви, так и в дружбе Поговорка. Подобное притягивается подобным. Страус, поедающий железо. //Это тяжсло переварить, но однако он его переваривает. символ того, что не существует непреодолимых трудностей, с которыми было бы невозможно справиться искренними стараниями и неутомимым прилежанием. (См. рис.7 в табл.18) Страус, глотающий подкову Добродетель преодолевает любые трудности. Распространенное мнение о том, что страус может переваривать железо, привело к возникновению аллегории силы и добродетели, для которых, как для желудка страуса, ничто не будет столь твердым, чтобы не справиться с этим и не переварить. На самом деле, страусы заглатывают мелкие кусочки железа с той же целью, что и другие птицы - гальку. Они их заглатывавт не для питания, а чтобы размять и перетереть съеденную ранее пищу, уменьшить работу желудка и открыть их весом выход в кишечник. .
ЕГИПЕТ
Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота.
Иероглиф "маат" - страусовое перо. - Прим. ред.
Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Одинаковая длина страусовых перьев стала причиной того, что их использовали как символ справедливости. Более вероятно, что перья имели специфич еское значение потому, что они принадлежали самой крупной птице Африки.
Поверье, что страус прячет голову в песок (в современном значении - "нежелание видеть факты"), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.

Маат , в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат принимала участие в сотворении мира и восстановления порядка. Она также играла весомую роль в загробном суде над богом Осирисом.

Древние египтяне верили, что каждый человек после смерти должен предстать перед 42 судьями. Далее он должен признать себя виновным или не виновным в грехах, при этом душа умершего взвешивалась на чашах весов, противовесом которых было страусиное перо богини. Эти весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор провозглашал Тот, супруг Маат.

Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра. Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия. Маат учувствовала в сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок. Так же она играла весьма значимую роль в загробном суде бога Осириса.

Древние египтяне четко верили в то, что каждому умершему человеку предстоит предстать перед лицом у 42 судей, и он обязательно должен признать свою вину в содеянных грехах. После чего они взвешивали душу человека на чаше весов, которые уравновешивались при помощи страусиного пера богини Маат. Это все было делается под контролем бога Анубиса, и в итоге приговор выносил Тот - супруг Маат. Если сердце этого человека сотворило множество преступлений, тогда чудовище по имени Амту, у которого туловище льва, а голова крокодила пожирала эту душу. Но если у покойного была жизнь, в которой «Маат всегда жила в сердце», тогда его душа считалась безгрешной и чистой, его оживали, и он отправлялся жить в поле, в раю.

В основном египтяне изображали Маат как женщину, к которой в волосах перо, и когда происходил суд, она ставила его на чашу весов. Так же они верили что «благодаря Маат, в Маат и для Маат».

Египетская богиня Маат

Египетская богиня Маат выступает в качестве персонификации справедливости, истины, божественного установления, вселенской гармонии и этических норм. Как правило, Маат изображалась в образе сидящей женщины с пером страуса на голове. Периодически ей пририсовывали крылья. На некоторых фресках Маат изображается только в виде своего главного атрибута - плоского холма, скошенного в сторону, на котором она часто восседает или в виде страусиного пера.

На мировом уровне Маат представляла собой божественный закон и порядок, который был дарован нашей Вселенной Творцом при сотворении мира. Согласно этому порядку времена года сменяют друг друга, звезды и планеты движутся по небосклону, взаимодействуют и вообще существуют люди и божественные создания.

Мировоззрение египтян во многом связывалось с представлениями об этой богине. Согласно египетским традициям, также как и все остальные боги, изначально крылатая Маат жила среди людей. Но их греховная сущность вынудила ее покинуть землю и последовать за своим отцом на небеса.

Существует понятие «принцип Маат», который включает в себя закономерность и правильность развития Вселенной, сплоченность человеческого общества, ответственность человека за свои поступки.

Царь, который был установлен на земле богом, поддерживает богиню Маат постоянными ритуалами и победоносными войнами, уничтожая Исефет.

Во время ежедневного богослужения к лику божества царь подносил статуэтку Маат, увенчанную страусиным пером. Таким образом, царь из обыкновенного человеческого властителя становится воплощением принципа царственности, вбирая в себя опыт предков и создавая базу для жизни потомков.

Статуэтка со страусиным пером служила воплощением принципа локальной гармонии. Таким образом, восстанавливая локальную гармонию, царь способствует укреплению вселенской гармонии, которая находится в непосредственной зависимости от локальной, провозглашается торжество порядка над изначальным хаосом.

Несмотря на тот факт, что изображений Маат существует неисчислимое множество, конкретно ее культу было посвящено всего несколько небольших святилищ. Культ Маат зародился еще в Древнем Царстве, а уже в Новом Царстве богиня стала почитаться как дочь бога солнца Ра. Священное насекомое богини - пчела. Священный материал - воск.

Титул жреца Маат носил великий визир, который одновременно служил верховным судьей. На груди визир носил золотой образ богини, как знак своего особенного статуса.

Маат - одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего. Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат.

На поддержание культа Маат было направлено большое количество всевозможных ритуалов, изображения которых все еще сохранились на стенах многих египетских святилищ: начиная с изображений царя, бьющего булавой врагов Египта и устанавливая таким образом, локальный порядок, до рельефов, на которых фараон охотится на болотных птиц. Птицы в данном случае символизируют врагов- поймав птиц хаоса, фараон приносит их в жертву, утверждая богиню Маат.

Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат

Богиня истины, космического закона и справедливости. Изображена она крылатой женщиной с пером на голове. Была женой бога мудрости Тота. Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества. После физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина. Символом Маат было страусовое перо. Оно служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная в Древнем Египте около пять тысяч лет назад. Она называлась «шетит». Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Эта единица была чисто теоретической. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту».

Такова была совершенно умозрительная единица цены. Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Его держали в уме. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств на охрану перевозку и пересчет. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать и спекулировать несуществующими деньгами. Египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость — в облике богине Маат. И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский. В небесах уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.

В одном из папирусов приведены «речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богини Маат». Вот его слова: «Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью.

О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей. Я был в мире с Богом, его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку — потерпевшему кораблекрушение. » И в дальнейшем умерший не раз ссылается на Истину и Справедливость. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маат.

В гимнах Ра у солнечного бога называется надежная опора — богиня Маат. В одном из гимнов даже сказано: «Ра живет в прекрасной Маат». По-видимому, так подчеркивался факт, что для землян Солнце действительно является олицетворением порядка и справедливости, бесконечной щедрости ко всему живому. И не случайно фараоны, желая подчеркнуть свое сходство с богом Солнца, нередко называли себя «владыка Маат». В середине III тысячелетия до н.э. верховный судья Египта носил титул «жрец Маат».

Источники: vsemifu.com, pagandom.ru, mithology.ru, aiia55.ucoz.ru, cosmoenergy.ru

Украшения из перьев играли немаловажную роль у первобытных народов Северной, Центральной и Южной Америки, а также Океании, используемые и в ритуальных танцах, и во время междоусобных войн.

В Древнем Египте страусиное перо символизировало истину и справедливость. Дело в том, что у всех птиц опахало пера справа и слева от стержня неодинаковой ширины. Лишь у страуса стержень делит перо на две равные половинки.Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Перо страуса было атрибутом Маат, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Иероглиф "маат" - страусовое перо. В Древнем Египте перо страуса считалось привелегией фараонов: веер из белых перьев мог использовать только фараон.

В религиозной атрибутике, сформировавшейся в период правления древнеегипетских фараонов, корона из перьев, венчавшая голову бога Амона-Ра, символизировала луч и Солнце. Вера египтян в существование загробной жизни была основана на постулате, который гласил, что каждый человек помимо своего тела обладает еще и бессмертной душой. Эта душа (bai) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Бог мертвых Осирис судил души умерших, взвешивая человеческие сердца и используя в качестве противовеса "перья Истины".

Крылатого греческого бога Гермеса почитали и в Древнем Риме, дав ему новое имя - Меркурий. Он являлся покровителем всех, кто занимался торговлей. Меркурия всегда изображали держащим в руке жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, который являлся символом торговли.

В связи с глубокой символичностью, перья страуса всегда использовались, как декоративные элементы одежды или головных уборов. Название кокошник, к примеру, происходит от древнего "кокоши" - птицы, а птица – символ небосвода, оберегающего голову и соотносящего сознание с духовностью. Поэтому издревле идет традиция украшения страусиными перьями именно головных уборов.

Шлемы греческих лучников и воинов римских когорт украшали пучки пестрых перьев, которые обозначали их принадлежность к определенному воинскому подразделению и указывали на ранг воина. Каждый римский легион нес, как знамя, водруженное на древко изображение орла с расправленными крыльями.

Страусиные перья, украшавшие шлемы рыцарей крестоносцев, возвращавшихся из крестовых походов, служили символом одержанной победы.

В период Средневековья перья служили роскошным декором для мужских головных уборов. Пышные перья украшали рыцарские шлемы и бархатные береты сановников, авантюрные шляпы с широкими полями времен Тридцатилетней войны и традиционные треуголки, которые были обязательным головным убором офицеров высокого ранга, служивших при дворе короля Людовика XIV. Эти разноцветные плюмажи красовались на парадных головных уборах высшего офицерства до начала XIX века.

Королева Франции Мария Антуанетта ввела в моду украшения одежды страусиными перьями. Мушкетёры украшали перьями страуса свои широкополые шляпы.

Богиня Маат является, пожалуй, самой чтимой среди пантеона богов в Древнем Египте. Ее влияние охватывало каждого члена общества: от фараона до самых низов.

Значение имени

Маат - богиня правды и порядка. Часто ее называют богиней правосудия. Дословно ее имя означает «тот, кто является истинным». Древние египтяне считали, что каждый человек должен жить с именем Маат изо дня в день. Таким образом, подразумевалось, что он должен совершать поступки по совести и быть честным.

Удивительный факт, что этим же словом - "маат" - древние египтяне называли основание трона фараонов и богов. В буквальном смысле понималось, что справедливость и порядок являются основой любой власти, как земной, так и божественной.

Происхождение богини

Считается, что Маат является дочерью самого Ра - бога солнца, создателя всего на земле. Она также считается женой Тота - бога мудрости и знаний. Египтяне вполне благоразумно верили, что порядок и мудрость идут рука об руку, поэтому брак бога Тота и богини Маат более чем закономерен и логичен.

В древних текстах ее также называют «Глаз Ра». Возможно, потому, что бог Ра всегда должен следить за справедливостью и надлежащим исполнением законов в стране, воплощением которых являлась богиня Маат.

Образ богини

Археологи обнаружили самые разнообразные изображения богини Маат. Чаще всего ее рисуют в виде женщины со страусовым пером в волосах. Она была одета в белое или красное платье, а ее кожа имела желтый оттенок. Женщина, как правило, сидела на земле на коленях, держа в руках анкх - крест жизни.

Иногда ее изображали просто одним пером или локтем, который обозначал меру в Древнем Египте. В таком обозначение Маат представляли мерой каждого человека - то есть, его совестью.

Также найдены изображения богини Маат с крыльями или восседающей на плоском холме, одна из сторон которого была скошена. Редко, но все же есть рисунки, на которых богиня с весами в руках.

Одно из самых известных изображений богини Маат находится в гробнице фараона Рамзеса XI. Там сам он в царской одежде совершает поклон богине, которая изображена гораздо больше фигуры фараона. Исследователи считают, что таким образом передавалось величие богини, которая некоторым образом принимала фараона под свое крыло, давала ему свою защиту и поддержку.

Археологи находят те или иные символы Маат с самых давних времен Древнего Царства, когда культ преклонения перед ней начал активно распространяться по всей территории страны.

Роль Маат до сотворения мира

Древние египтяне придавали огромное значение богине Маат. Они ее отождествляли не только с правосудием, но и порядком во всем мире. Они считали, что Маат - богиня правды, она является отображением всего мироустройства вокруг них - смене времен года, движения звезд в небе и так далее. Она являла собой основу их мировоззрения и представлений об окружающем их мире. Поэтому пренебрегать ее значением они не имели никакого права.

Принципы Маат

Будучи богиней истины и правосудия, естественно, Маат имела свой свод правил, обязательных к исполнению. Каждый египтянин знал его и чтил, так как последствия могли быть трагическими как в жизни земной, так и загробной.

В целом эти 42 принципа Маат можно легко назвать кратким содержанием современного уголовного кодекса любой светской страны. И являются даже расширенным вариантом смертных грехов у православных. Хотя древнеегипетская цивилизация существовала задолго до зарождения христианства как религии.

Итак, в основном богиня истины Маат предостерегает от убийств, грабежей, обмана и чревоугодия. При этом она обращает особое внимание на психологический фактор: не обижать и не сердиться без причины, не причинять боль близким резкими словами, не быть высокомерным и не пытаться заставить других плакать.

Священной обязанностью каждого египтянина являлось неукоснительно следовать этим правилам. Это касалось как простых египтян, рабочих, так и верховной знати, жрецов и фараонов.

Маат - женщина или бог

Богиня Маат являет собой персонифицированное изображение абстрактного понятия правды, истины, порядка и справедливости. Тем не менее древние египтяне верили, что Маат очень долгое время жила среди обычных людей, как и многие другие боги. Но грехи и преступления людей заставили ее покинуть земной мир и присоединиться к сонму великих богов.

Как выглядит богиня Маат? Она в основном изображалась женщиной, одетой в длинное платье. Несмотря на то что ее часто рисовали с крыльями, голова и тело всегда оставались человеческими.

Она была неким мостом между мирами богов и людей. Она определяла весь земной порядок: движение планет и отношения людей между собой, правосудие и справедливость.

Богиня Маат в Древнем Египте

Маат известная еще со времен Древнего Царства, то есть от 2700 года до нашей эры. К сожалению, специалистам не удалось установить изначальное место зарождения этого культа, так как он получил довольно быстрое распространение по практически всей территории Древнего Египта.

При этом у египтян не было отдельного праздника, посвященного богине Маат. Но ее великое значение во время загробного суда говорит о том, что это не было знаком пренебрежения. Возможно, наоборот, - каждый день египтянин должен был жить в соответствии со своей совестью, то есть «с Маат в сердце». Таким образом, он постоянно думал и мыслил о богине, о порядке, о справедливости, и о чести.

Египетская богиня Маат (фото ее, конечно же, нет, только рисунки) на стенах храмов и гробниц изображалась не так уж часто. Но все же она была олицетворением весьма абстрактных понятий: «истина», «справедливость», «порядок». При этом все египтяне верили, что они живут благодаря ей, с ее непосредственной помощью и при ее участии.

Жрецы Маат

Великий визир носил также титул жреца Маат, так как являлся одновременно и верховным судьей. А по мнению древних египтян, вершить правосудие без участия богини Маат было просто невозможно. В качестве знака своего особого статуса жрец Маат носил на груди образ богини, отлитый из чистого золота.

Поэтому когда говорят о жрецах Маат, подразумеваются не исполнители религиозных обрядов и священнослужители, а те, кто помогают вершить закон и восстанавливать справедливость в стране.

Роль в загробной жизни

Огромное значение придавалось роли богини Маат во время перехода души человека из земной жизни в загробную. Считалось, что именно она играла основную роль во время загробного суда. Бог Анубис с головой шакала держал в руках чашу весов. На одной стороне лежало сердце недавно умершего человека. А на другую чашу богиня справедливости Маат клала свое страусовое перо. В случае если сердце человека оказывалось легче его, тогда его душа считалась чистой и могла проследовать в рай. Для «легкого» сердца необходимо было всю жизнь прожить, следуя принципам и заветам этой строгой, но справедливой богини.

Если же человек прожил бесчестную и греховную жизнь, то его сердце перевешивало перо богини, и душа съедалась страшным богом Амту в виде туловища льва с головой крокодила. Этот исход был окончательным для души - она не имела более возможности переродиться и попытаться исправить свои предыдущие ошибки земной жизни.

Поэтому древние египтяне очень страшились идти против принципов Маат - ведь от этого зависела дальнейшая загробная жизнь. Если человек прожил честную и безгрешную жизнь, то ему нечего бояться этого суда - он идет на него с легким сердцем. Достаточно легким, чтобы оказаться легче пера Маат.

Значение Маат для египетских фараонов

Фараоны Древнего Египта как никто уважали и ценили богиню Маат. Они управляли государством в соответствии с ее принципами, согласно ее законам и предписаниям. Египетская богиня Маат помогала им в поддержании порядка в стране. И они же должны были просить ее о благосклонности. Ведь если в стране начинались различные неурядицы и смута, то простые египтяне искренне верили, что богиня отвернулась от их фараонов. А значит, грядут хаос и разруха. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, жрецы усиленно молились и проводили многочисленные ритуалы в ее честь. Ведь иначе страна будет обречена. А вместе с ней и народ. А с возвращением милости от богини Маат, в государстве вновь воцарятся справедливость и должный порядок.

Фараоны особенно чтили богиню Маат, так как именно она отвечала за политическую стабильность в государстве, за его процветание и устойчивость. Она дает фараону свод законов, по которым он обязан управлять государством, а его подданные должны свято чтить и следовать им. Иначе в эти земли придет хаос и разрушит все на своем пути, сметет власть фараона, уничтожит всю страну и ее жителей.

Роль богини для простых египтян

Можно с уверенностью сказать, что Маат - богиня Египта, которая была одной из самых почитаемых. Выше ее по распространенности был, возможно, только сам бог Ра - создатель всего мира и, по легенде, ее отец.

Изначально исследователей религиозных культов в Египте сбивало с толку практически полное отсутствие собственных храмов в честь богини. Однако ее изображения встречаются практически во всех святых строениях в честь других богов. Таким образом египтяне показывали, что без нее невозможно прожить.

А для простых египтян это еще была и определенная связующая между людьми из разных слоев. Как слуге необходимо было чтить и слушаться своего господина, так и господину следовало заботиться о своих слугах и защищать их. Именно верность принципам богини Маат позволяла людям из низших слоев мириться со своим зачастую незавидным положением в обществе. Богиня Маат позволяла различным слоям общества жить в равновесии друг с другом.

Храм Хатхор-Маат

Несмотря на то что заветами богини Маат пропитана буквально вся жизнь древних египтян, только один храм носит непосредственно ее имя. Хотя, так или иначе, ее изображения присутствуют практически во всех религиозных и значимых сооружениях Египта, обнаруженных археологами и историками.

Этот храм находится в городе Сет-Маат. Его название переводится как "Долина Истины". В современной жизни этот город переименован в Дейр эль-Мадинэ - монастырский город. Он играл большую роль в жизни Древнего Египта - это видно из названия. Фараон лично управлял им, а средства на его содержание выделялись из государственной казны.

Совсем рядом находятся: Долина царей, Долина цариц, Долина знати. Сложно предположить, что такое соседство случайно. Храм находится в самом центре старого города.

Согласно данным археологов и историков, вокруг храма жили мастера самой высокой квалификации в стране: скульпторы, художники, резчики, архитекторы. Возможно, в этом величественном строении они проходили обряды, разрешающие им работать в священных местах, сооружать гробницы для фараонов, строить и украшать религиозные сооружения.

О высоком значении этого города говорит наличие хорошо вооруженной охраны для его защиты от внешних врагов. Даже существовали отдельные воинские части, которые днем и ночью несли службу у городских стен.

Этот город, который сложился вокруг храма Маат, можно назвать своеобразным мастеровым университетом, в котором самые искусные мастера передавали своим ученикам секреты искусства.

Символы Маат

Как следует из изображений богини, главным ее символом является страусовое перо. Оно же служит мерилом греховности сердец умерших египтян во время загробного суда. Но у богини нет священных животных. Только одно насекомое символизирует ее - пчела. И плод ее трудов - воск. Богиня всегда изображалась в желтых оттенках. Возможно, таким образом подчеркивалось ее происхождение - дочери бога солнца Ра.

«Перо — то, что покрывает крылья».

(Этимологический словарь русского языка)

Приветствую всех, кто заглянул в наш сказочный лес!

Скажите, кто из нас не мечтал летать? Наверное, все мы когда-нибудь мечтали иметь крылья, ведь полет – с незапамятных времен запретная мечта человечества. Чтобы хоть как-то приблизить свою мечту люди придумали огромное количество приспособлений, которые позволяют нам передвигаться в воздушном пространстве, но еще не один человек не сумел обрести настоящие крылья и взлететь над землёй как птица.

Чтобы стать немного ближе к мечте, сегодня мы с вами снова отправляемся в загадочный лабиринт знаков и символов,где попытаемся познать тайну птичьего пера и «примерить» на себя крылья.

Ну что? Полетели!

Перо — со своей бросающейся в глаза символической характеристикой легкости, которое, согласно старому представлению, само поднимает птицу в воздух, часто символизирует небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Но есть и менее применимые на первый взгляд значения, которыми наделяли перо разные народы мира. Белое перо иногда символизирует облака, морскую пену и…трусость! Поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости. А, к примеру, оперенная корона может олицетворять лучи солнца.

Ацтекская коронаМонтесумы из 400 перьев

Давайте подробней рассмотрим многогранность символики пера!

Символизм пера у разных народов мира.

Перья являются широко распространенной эмблемой возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния.

Оперенное солнце, диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев эмблема Космоса и Центра. Каждое перо в перьевом головном уборе индейцев североамериканских прерий по происхождению своему означало память о боевых делах их носителя.

Отличительной особенностью непальской короны является плюмаж из перьев райской птицы, символизирующих возвышенность короля.

У египтян перо – верховная власть, истина, полет, невесомость, высота; эмблема богини Маат в качестве Истины. К божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины.

Осирисвзвешивает душу

Еще древние цари Египта носили двойную корону с двумя перпендикулярно-стоящими друг к другу страусиными перьями.

бог Атеф в двойнойкороне (Верхний и Нижний Египет) с перьями

Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты – Фрея, владела магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху. А оперенные одежды скандинавских шаманов давали способность летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения новых знаний.

Богиня Фрея

В даосизме перо – атрибут священника или «оперенного мудреца», означающее сообщение с тем миром.

В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.

У христиан перо означает созерцание и веру.

А в Великобритании три пера ассоциируются с лилией и являются геральдической эмблемой принца эльского.

В общем мировом религиозном символизме носить перья в одеянии, оперенные прически или иметь атрибуты из перьев – значит принять на себя силу и манну Птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться с тайным знанием птиц, познать их магическую силу и возвыситься над этим миром.

ПЕРО в сказаниях и мифологии.

Нельзя не отметить роль, которую играет перо в различных сказания, эпосах и мифах.

Еще в детстве наши бабушки читали нам сказку о прекрасной Жар-птице, перо из хвоста котороймогло заменить самое богатое освещение на долгое время, а потухнув, превращалось в золото. Также, говорили, что с помощью пера Жар-птицы можно было находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Жар-птица

Прототип огненной птицы можно встретить у разных народов мира.

Птицы и перо в целом являются значимыми элементами всех мифопоэтических традиций. Они выступают как символы божественной сущности, души, жизни, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, подъёма, роста, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, плодородия, изобилия.

ПЕРО в искусстве.

Перо с его таинственным символизмом недосягаемого плотно закрепилось в различных сферах искусства.

В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего, именно тогда появилась живопись Vanitas/Ванитас (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все – суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте, где писчее птичье перо стало негласным символом литературного творчества и поэзии на долгие времена.


CLAESZ., Pieter Vanitas with Violinand Glass Ball (1628)

Хочется также отметить еще один необычный вид живописи, где для придания хрупкости, воздушности и возвышенности своим картинам их начали рисовать прямо на птичьих перьях. На самом деле это очень древний вид искусства народов маори, но современные художники овладели им в совершенстве и сейчас есть практически в каждой стране.Самые известные из них, во многом благодаря интернету, это британский художник Ян Дейви, рисующий исключительно на лебединых перьях:

В других своих вариациях перо в живописи и скульптуре символизирует то, о чем мы уже упомянули в параграфах выше.

Рассмотрим несколько примеров использованья пера в скульптуре:

В данной скульптуре перо выступает символом литературного творчества и выделает Ершова как великого русского поэта, писателя и драматурга.


У здания Астраханского ТЮЗа на улице Муссы Джалиля можно заметить несколько скульптур на сказочную тему. Одна из этих скульптур изображает Иванушку-Дурачка и Конька-Горбунка. В руках у Иванушки – перо Жар-Птицы. Скульптура иллюстрирует эпизод сказки, в котором «Говорит ему конёк: “Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много непокою принесет оно с собою”». Автор памятника – волгоградский скульптор Сергей Александрович Щербаков.

Древнее общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Здесь перо, конечно же, символизирует попытку возвыситься нам остальным миром.

А современный британский скульптор Кэйт Макгуаер 2 года собирала птичьи перья, чтобы использовать их в качестве материала для создания своих невероятных работ.

С помощью все тех же перьев скульптор попыталась подарить зрителям ощущение, что перед ними находится какое-то фантастическое существо. Просто поразительно, не правда ли?

Перо очень часто используется в искусстве тату, где имеет много различных значений и символических оттенков. Еще старейшие шаманы, знахари и вожди древних индейских племен делали на своем теле татуировки в виде пера для того, чтобы разговаривать с богами и лучше их понимать. В современном мире существует два способа изобразить перо в татуировке – изобразить одно перо или в сочетании с каким-либо предметом и изобразить птицу.

Обычное птичье перо может являться символом доверия, полета, легкости, высокой духовности, мужества, любви к свободе, творчества и воли.

Перо орла – символ могущества, мужества, высокого полета.
Перо павлина – символ благородства, богатства, любви, солнечный символ.

Перья Жар-птицы – символ пламени, изящества, вечной красоты и таинства.














Крылья как символ.

Ведя разговор о птичьем пере, мы не можем не уделить отдельное внимание крыльям, как символу, приближенному к перу.

Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья - атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способность к взаимоотношениям между людьми и богами. Распростертые крылья - божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца. Тень крыльев означает божественную защиту и доверие. Окрыленное солнце или диск - это символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.

Крылья - принадлежность многих сверхъестественных существ (ангелов, демонических существ, фей, воздушных духов) в культурах древнего мира. К примеру, бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда.

Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды.

Крылья в изобразительном искусстве — символ возвышения духа и вознесения тела. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах. В самом широком значении искусства Классицизма и Барокко крылья символизируют ветер, дуновение, а также покровительство и защиту.

Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ тоже заимствовали крылья у птиц. Крылатый конь Пегас — одно из этих существ, он также проводник душ в загробный мир.

Крылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо.

Богиня Ирида

С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианстве. Крылатые Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей, а высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями.

Перо в скрапбукинге.

Использование настоящих перьев:



Оттиск пера на бумаге:


Вырубка и чипборд: