Взаимное страхование представляет собой. Преимущества и недостатки вступления в общества взаимного страхования

Взаимным страхованием является страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств. (Федеральный закон «О взаимном страховании» cт.1 п.2)

Взаимное страхование является одним из самых первых видов страхования. Зарождение этой формы обеспечения страховой защиты относится ещё к самым древним цивилизациям.

В современных условиях взаимное страхование осуществляется обществом взаимного страхования в соответствии с Федеральным законом «О взаимном страховании». При этом каждый страхователь становится одновременно и участником такого общества, которое является организацией некоммерческого типа, так как не ставит своей целью получение прибыли. Данный способ страховой защиты базируется, как правило, на профессиональной, коммерческой или территориальном единстве его участников. Причины, вызывающие потребность в взаимном страховании: отсутствие предложений на тот или иной вид страховых услуг со стороны коммерческих страховщиков; неудовлетворенность качеством страховых услуг, предлагаемых на страховом рынке; стремление обеспечить себя страховой защитой при более низких страховых взносах (что достигается сокращением накладных расходов за счет отсутствия необходимости оплачивать услуги страховых посредников и бесприбыльного проведения страховых операций).

Соглашения, в содержании которых просматриваются черты взаимного страхования, существовали еще в глубокой древности. Эти соглашения относились как к недвижимому имуществу, так и к торговым и ссудным сделкам. Их смысл состоял в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск возможного ущерба, когда опасности подвергаются совместные имущественные интересы. Наиболее ярко взаимное страхование было развито в Древнем Риме, где оно широко, использовалось в различных профессиональных союзах и коллегиях. Одной из основных целей таких коллегий являлось обеспечение своим членам достойного погребения, а также оказание материальной поддержки в случаях болезни, увечья и т.д. В соответствии с существовавшими правилами члены профессиональной коллегий при поступлении в них уплачивали единовременную сумму платежа, а затем вносили ежемесячные взносы. В случае смерти члена коллегии из ее фонда наследникам уплачивалась заранее оговоренная сумма.

Организация надежной страховой защиты в значительной степени увеличивает устойчивость бизнеса. Но, как известно, профессионально управлять рисками конкретного предприятия, учитывая его особенности, может только специалист, содержание которого обходится слишком дорого для предприятий, особенно в начале их деятельности. По данным обследования, проведенного аналитиками Института стратегического анализа и развития предпринимательства по городу Москве, около 75% из общего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще не пользовались услугами страховых компаний.

Отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и негибкость системы страхования для субъектов предпринимательства, особенно в производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования, включая комплекс мер по созданию благоприятной правовой среды и созданию обществ взаимного страхования. Это позволит, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах, а с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих предприятий. При разумной организации системы взаимного страхования страховые взносы послужат источником дополнительной выгоды для субъектов предпринимательства.

Достоинства обществ взаимного страхования очевидны: все участники страхового процесса являются одновременно и страхователями, и страховщиками, что позволяет им самостоятельно определять страховую политику общества в полном объеме, а именно: виды и условия страхования, страховые тарифы, порядок формирования и использования средств страховых резервов. Кроме того, взаимное страхование является наиболее надежной системой страховой защиты, так как страхованием в этом случае управляют страхователи в целях создания страховой защиты, удовлетворяющей именно их интересы.

Конечно, было бы наивным рассчитывать на то, что данный закон впитает в себя все лучшее из богатейшего опыта, накопленного мировым сообществом в сфере взаимного страхования, тем более что нам нужно учитывать и собственную национальную специфику. Но тем не менее важно принять его, чтобы начать практическое формирование института взаимного страхования.

Выделяют следующие недостатки обществ взаимного страхования:

    необходимость формирования первоначального фонда общества из взносов членов;

    возможность внесения членами целевых взносов на покрытие образовавшихся убытков общества;

    ограничение в Законе на количество участников не более 500;

    отсутствие практики в России деятельности обществ взаимного страхования.

Основная цель взаимного страхования заключается в перераспределении рисков. У нескольких экономических субъектов одновременно существует относительно меньший риск возникновения страхового случая, чем у каждого из них разновременно, при котором они несут существенные издержки, поэтому им целесообразно "объединить усилия" - создать фонд, используемый для возмещения потерь.

Анализ существа взаимного страхования позволяет выделить ряд его преимуществ по сравнению с другими формами организации страховой защиты, в частности:

  • 1) взаимное страхование является наиболее надежной системой страховой защиты, так как страхованием здесь управляют не инвесторы, хозяева капитала, преследующие получение наибольшей прибыли, а непосредственно сами страхователи в целях создания страховой защиты, удовлетворяющей именно их интересы;
  • 2) взаимное страхование является наиболее дешевым, так как цена страховки (страховой тариф) состоит из прямых затрат на собственно страховую защиту, ведение дела и не включает прибыль. Образующееся в силу специфики страховых операций превышение страховых взносов над произведенными страховыми выплатами остается в распоряжении членов общества -страхователей, а не растворяется «в недрах» чужой организации;
  • 3) только общество взаимного страхования может удовлетворить наиболее полно конкретные страховые потребности лиц, так как условия страхования разрабатываются и утверждаются самими страхователями - членами ОВС, исходя из их интересов, а не интересов собственников сторонней страховой организации.
  • 4) при страховании на взаимной основе не распыляются и не утрачиваются средства страховых взносов, уплачиваемых страхователями различным страховым компаниям. Все страховые платежи находятся в собственности и управлении самих страхователей - членов ОВС. Формируемые обществом взаимного страхования резервы и иные общественные фонды используются исключительно в интересах членов общества. Формами такого использования могут быть долгосрочные инвестиции, ссуды, займы (кредиты) членам общества, совместные инвестиционные операции и т.п.
  • 5) ОВС контролируется администраторами из числа самих же членов общества, избираемых на общем собрании, а не администраторами-собственниками или уполномоченными собственниками уставного капитала.

Члены общества могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Члены ОВС обязаны вносить взносы, в том числе дополнительные, в порядке, сроки, размерах и способами, предусмотренными Уставом общества; соблюдать положения Устава; исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к обществу; оказывать обществу содействие в осуществлении им своей деятельности; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества. Общество взаимного страхования в порядке, определяемом законодательством, осуществляет любую хозяйственную деятельность в целях выполнения уставных задач.

Прибыль от своей деятельности общество направляет в специализированные резервные фонды, создаваемые для выплаты страхового возмещения пайщикам, а также в иные фонды общества в размере и порядке, устанавливаемом решением общего собрания. Остаток прибыли распределяется между пайщиками в порядке, устанавливаемом решением общего собрания.

Общество осуществляет деятельность за счет своих собственных средств. Оно может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также общество может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Формируемые обществом взаимного страхования резервы и иные общественные фонды используются исключительно в интересах членов общества (формами такого использования могут быть долгосрочные инвестиции, ссуды, займы (кредиты) членам общества, совместные инвестиционные операции и т.п.).

В этой связи взаимность можно определить как осознанную членами общества взаимного страхования систему организационно-финансовых отношений между ними, имеющую целью удовлетворение сравнимых страховых потребностей и основанную на принципах общности имущественных интересов, подлежащих взаимной страховой защите, общности условий осуществления страховой защиты и неприбыльности страховых операций (некоммерческом характере страхования), когда каждый член общества выступает одновременно в трех качествах - члена организации, управляющего ее делами, страхователя своего же общества и части общества как взаимного страховщика, несущего обязательства перед всеми другими страхователями-членами своего общества.

Классификация взаимного страхования призвана решить важнейшую задачу разделения всей совокупности взаимных страховых отношений во взаимосвязанные звенья, находящиеся между собой в иерархической подчиненности, то есть создать иерархическую систему деления взаимного страхования по видам на базе общих взаимосвязанных признаков, которые являются звеньями классификации.

Законодательством определены две формы страхования, в которых ОВС могут функционировать, как и коммерческие страховые организации:

  • - обязательная, осуществляемая на основе требований законодательства страны в рамках установленного перечня и условий страхования, когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества;
  • - добровольная, осуществляемая по взаимной договоренности страховщика и страхователя, виды и условия которой определяются самими страховщиками на основе своих возможностей, спроса на виды страхования при соблюдении действующего в стране законодательства.

Исходя из определения классификационных признаков ОВС и их взаимосвязи в единой системе, проведена классификация ОВС по видам на базе общих признаков:

  • а) По сфере деятельности ОВС различаются: международные, осуществляющие свою деятельность во многих странах через филиалы и представительства; национальные, действующие в рамках одной страны; региональные, действующие в рамках одного региона; местные - в пределах города или района.
  • б) По организационно - правовой форме различают некоммерческие партнерства и потребительские союзы.
  • в) По видам страхования, осуществляемых ОВС - имущественное страхование, которое включает в себя три подотрасли, каждая из которых делится на виды:
    • 1) страхование имущества, в том числе страхование средств наземного и морского транспорта, сельскохозяйственное страхование, страхование имущества юридических и физических лиц, страхование грузов;
    • 2) страхование ответственности, включая страхование профессиональной ответственности, ответственности владельцев морского транспорта, ответственности за неисполнение обязательств по договору, ответственности перевозчика;
    • 3)страхование предпринимательских рисков, в том числе страхование невозврата кредитов, финансовых и строительно-монтажных рисков;
  • г) По наличию перестраховочной защиты выделяют ОВС:
    • -перестрахованные в акционерной страховой компании;
    • -перестрахованные в союзе ОВС;
    • -не имеющие перестраховочной защиты.
  • д) Следующим классификационным признаком является классификация ОВС в зависимости от вида страховых премий. Существует два вида премий - фиксированные и дополнительные. Российским законодательством предусмотрено создание ОВС только с дополнительными премиями.
  • е) По составу и количеству участников страхования.
  • ж) По наличию филиалов. [Приложение В]

Принципы взаимного страхования:

  • - общность (однородность) страховых интересов членов общества,
  • - добровольность вступления в общество его членов,
  • - обязательность уплаты вступительного и страхового взноса всеми членами общества,
  • - солидарное несение субсидиарной ответственности членами общества по страховым обязательствам общества,
  • - демократичность управления обществом,
  • - доступность информации о деятельности общества для всех его членов,
  • - бесприбыльность,
  • -наивысшая добросовестность,
  • -взаимность,
  • -участие в обществе более одного страхователя.

Специфической особенностью организации взаимного страхования, отражающей его экономическое содержание в настоящее время, является формирование взаимным обществом уставного капитала, который по нашему мнению, имеет форму уставного фонда, что отражает некоммерческий характер деятельности взаимного общества, согласно рисунку 3. Такая форма укрепления платежеспособности ОВС серьезно могла бы усилить позиции отечественного взаимного страхования.

Инвестиционная деятельность также чрезвычайно важна для обеспечения финансовой устойчивости ОВС и достижения целей взаимного страхования.

Что касается страховых резервов ОВС, они аналогичны страховым резервам коммерческой страховой компании, за исключением некоторых нюансов, связанных с заключением договоров страхования в ОВС в отношении имущественных интересов действительных членов, являющихся одновременно страхователями. Данные договоры вступают в силу с одного и того же дня в отношении всех страхователей при условии оплаты страхового взноса. В течение года Общество производит текущие страховые выплаты и на отчетную дату определяет величину страховых резервов для проведения выплат по страховым случаям, размер которых на отчетную дату не был определен.

Когда доходов Общества недостаточно для покрытия страховых выплат и формирования страховых резервов, тогда его члены обязаны внести дополнительные платежи пропорционально размеру страховой суммы, на которую были застрахованы их имущественные интересы для установления тождества между доходами и расходами за отчетный период. Если же доходы Общества превысят фактически произведенные и оценочные расходы по предстоящим выплатам в размере страховых резервов, то из по решению общего собрания можно направить на формирование гарантийного резерва или возврат действительным членам Общества, пропорционально внесенным ими суммам страховых взносов.

По мере развития ОВС его членами могут стать иные граждане, занимающиеся видом профессиональной деятельности, установленном в Уставе данного Общества. Их вступительный взнос направляется на пополнение гарантийного резерва, а вместе со страховым полисом они получают свидетельство о членстве в обществе взаимного страхования.

Для ОВС фактор риска при размещении свободных резервов должен быть по возможности снижен, потому что размещать данные резервы можно с большим риском в более доходные активы, поскольку регламентация в отношении страховых резервов ОВС менее жесткая, чем у коммерческих страховщиков. Данное обстоятельство определяет направленность размещения инвестиционных ресурсов Общества преимущественно в финансово-экономической среде участников взаимного страхования, что привлекательно для членов ОВС.

Решение о распределении дохода ОВС принимается только на общем собрании членов Общества, основными направлениями такого распределения являются: возврат части дохода страхователям пропорционально доле их участия в общей сумме премий и отчисления в свободные резервы.

Все вышеизложенное позволило сделать вывод, что специфической особенностью организации взаимного страхования, отражающей его сущность на современном этапе, является формирование уставного капитала и резервов, как и у коммерческих страховщиков, при помощи которых Общество Взаимного Страхования может получать как дополнительный доход, так и обеспечить свою финансовую устойчивость.


Кроме страховых организаций участниками страховых отношений являются общества взаимного страхования, которые также относятся к субъектам страхового дела.
Правовой режим деятельности обществ взаимного страхования определен ст. 968 ГК РФ и ст. 7 Закона о страховом деле.
ГК РФ определяет, что граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы на взаимной основе, путем объединения в общества взаимного страхования необходимых для этого средств. В ст. 7 Закона о страховом деле указано, что юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о взаимном страховании.
Анализ указанных норм законов позволяет выделить существенные признаки, характеризующие правовое положение обществ взаимного страхования (далее - ОВС), и в то же время признаки, отличающие их от обычных коммерческих страховщиков.
Наиболее существенный характерный признак ОВС - то, что эти общества являются юридическими лицами и создаются в форме некоммерческих организаций, подлежащих государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы РФ. Некоммерческая форма организации ОВС продиктована взаимностью интересов участников обществ, основной целью создания которых является удовлетворение потребностей в страховании имущества и иных имущественных интересов лиц - членов ОВС. Следовательно, осуществлять страхование интересов других лиц ОВС не вправе, так как законодатель фактически предусматривает страхование интересов только участников ОВС.
Экономическую основу деятельности ОВС составляет страховой фонд, формируемый за счет взносов страхователей. В качестве страхователей, как было указано выше, праве выступать только участники общества взаимного страхования. Соответственно, и последующее перераспределение указанного фонда осуществляется только между участниками ОВС. Механизм формирования страхового фонда обществами взаимного страхования аналогичен механизму формирования страхового фонда обычного коммерческого страхования, за исключением ограниченного круга лиц, участвующих в формировании данного фонда.
Описывая процедуру и цели создания ОВС, К.Е. Турбина указывает, что лица, объединенные, к примеру, принадлежностью к определенной профессиональной деятельности, требующей гарантии защиты имущественных интересов клиентов (нотариусы, врачи и т.д.), на учредительном собрании могут принять решение о создании общества взаимного страхования. Все лица, принимающие участие в учредительном собрании, становятся действительными членами - вкладчиками общества и обязаны внести пай в уставный капитал общества, размер которого утвержден ими на учредительном собрании. На основании зарегистрированного устава, оплаченного в денежной форме уставного капитала и после получения лицензии (необходимость в лицензировании обществ взаимного страхования законодательно не регламентирована. - В.А.) на проведение страховой деятельности общество начинает функционировать *(87).
Деятельность ОВС подлежит регламентации специальным законом о взаимном страховании, который предполагается принять в ближайшее время. До принятия соответствующего закона деятельность обществ взаимного страхования регулируется положениями ГК РФ, а также другими законами, определяющими порядок деятельности некоммерческих организаций.
ОВС создаются только для удовлетворения личных потребностей участников общества в страховых услугах, а не для извлечения прибыли. Поэтому они относятся к некоммерческим организациям. В рамках ОВС страховые операции осуществляются с определенными ограничениями по числу привлекаемых страхователей, что отражается на формировании страхового фонда. Однако данный фактор, по нашему мнению, не снижает экономическую привлекательность ОВС, существующих уже несколько столетий.
Собственно экономическая привлекательность страхования посредством ОВС заключается в том, что участник ОВС, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, всегда имеет возможность получить необходимую ему страховую защиту и гарантированное ему страховое возмещение. Предпосылкой этого является принцип формирования и расходования денежных средств общества, а также принцип солидарной ответственности участников общества.
Денежные средства ОВС формируются, как было отмечено, за счет вступительных взносов его участников. Причем сумма вступительных взносов определяется по единогласному решению всех участников общества, исходя из объема и размера страховых сумм, соответствующих принимаемым обществом на страхование рискам. Одновременно общество должно образовать независимо от страхового фонда определенный резервный фонд для покрытия принимаемых на страхование рисков. Этот резервный фонд в дальнейшем можно использовать для возмещения внезапно возникающих убытков. Более того, принцип солидарной ответственности в обществе позволяет покрывать каждый индивидуальный риск полностью.
Еще одна особенность ОВС заключается в ограниченности привлечения страховых рисков, что дает возможность контролировать верхние пределы принимаемых обществом обязательств. Это обстоятельство, в свою очередь, позволяет в нужный момент прекратить дальнейшее принятие рисков, тем более что общество не зависит от публичных видов страхования (имеются в виду обязательные виды страхования).
Представляется, что ограничение принятие рисков должно предусматриваться соответствующей договоренностью между участниками ОВС, для того, чтобы не поставить под угрозу уже принятые обязательства. Однако это не влияет на возможность вступления в общества взаимного страхования желающих. В принципе, любое заинтересованное лицо может стать участником общества. При этом вхождение в общество сопровождается волей участника застраховать свои имущественные интересы именно в рамках ОВС, а не через коммерческое страхование. Поэтому чем больше окажется участников в обществе, тем оно будет финансово устойчивее.
Размер страховых премий, виды принимаемых на страхование рисков, их максимальные размеры, а также иные общие условия страхования определяются соглашением между участниками общества взаимного страхования, а в будущем будут установлены законом о взаимном страховании.
Поскольку организация и деятельность ОВС построены на принципах страхования взаимных рисков участниками общества по взаимной договоренности и под свою ответственность, возникает вопрос о целесообразности лицензирования деятельности ОВС.
Дело в том, что общества взаимного страхования не осуществляют те виды финансово-хозяйственных операций, которые свойственны страховым организациям. Речь идет о возможности и, в определенной степени, необходимости привлечения неограниченного круга страхователей, в том числе с учетом обязательных видов страхования, а также публичных договоров личного страхования. Кроме того, страховые организации должны строго соблюдать нормативы соотношения между принятыми на себя обязательствами с имеющимися у них активами. Сформированный страховыми организациями страховой фонд, в том числе резервный, также подпадает под особый правовой режим управления и распределения. В особенности это касается вопросов размещения средств резервного фонда в высоколиквидные финансовые и инвестиционные активы, с обеспечением возможности их отзыва для реализации по назначению - покрытия страховых убытков.
Указанные, а также иные особенности деятельности страховых организаций требуют введения определенного единообразия, необходимости соблюдения ими предписанных нормативов и правил, безукоризненного исполнения принятых на себя обязательств с целью полноценной защиты имущественных интересов страхователей. Для обеспечения эффективного выполнения страховыми организациями перечисленных мероприятий законодатель предусмотрел механизм государственного контроля за деятельностью страховых организаций. Причем деятельность страховых организаций контролируется государственными органами начиная с момента образования страховых организаций и до момента прекращения их деятельности, как в добровольном порядке, так и в принудительном. Наиболее тщательный контроль осуществляется на стадии образования страховой организации, когда орган страхового надзора принимает решение о выдаче страховой организации лицензии на осуществление страховой деятельности по определенным видам страхования.
Применительно к ОВС необходимости в проведении столь формализованных мероприятий, в том числе контроля со стороны органа страхового надзора, как нам представляется, нет по следующим причинам.
Во-первых, создавая ОВС, его участники не преследуют цель извлечения прибыли, что уже исключает риск, связанный с предпринимательской деятельностью страховщика, так как не влечет риска неполучения дохода от этой деятельности и последующей самоликвидации или банкротства. ОВС данные последствия не грозят, так как его участники не зависят от результатов деятельности общества взаимного страхования, тем более что кредиторами общества взаимного страхования являются только его участники, несущие солидарную ответственность.
Во-вторых, при образовании общества взаимного страхования между его участниками и непосредственно обществом не возникает никаких обязательственных отношений, поэтому его участники сами определяют порядок осуществления обществом страховых операций.
В-третьих, вступая в ОВС, его участник, с одной стороны, является страховщиком, так как принимает активное участие в решениях общества о принятии на страхование того или иного риска. Он участвует в оценке принимаемого обществом на страхование риска, в страховом расследовании при наступлении страхового случая и принятии решения о страховой выплате. С другой стороны, участник ОВС вправе застраховать в обществе свой риск, при этом сохраняя все перечисленные выше права полноценного участника общества взаимного страхования.
В процессе организации деятельности ОВС может возникнуть вопрос о цели создания общества. По сути, это вопрос о том, создается ли общество для консолидации взносов определенного круга лиц с целью принятия на страхование совершенно определенного и конкретного перечня рисков, или его цель - консолидация взносов определенного круга лиц для последующего страхования имущественных интересов участников, если в этом возникнет необходимость у одного из участников или у нескольких участников одновременно. Общество взаимного страхования может создаваться с любой из названных целей.
Не менее существенным является вопрос о последующем перераспределении средств страхового фонда, специально сформированного для покрытия определенных рисков, но не реализованных. Решение данного вопроса возможно двумя путями. Во-первых, пропорциональное перераспределение нереализованного резерва между участниками общества соразмерно их взносам, путем повторного реинвестирования в общество с целью покрытия новых рисков. Во втором случае можно предусмотреть аналогичное перераспределение, но не для реинвестирования в общество, а для возврата участникам общества. Эти и некоторые другие обстоятельства характеризуют ОВС как коммерческую организацию (прежде всего имеется в виду, что страхование - это коммерческий вид деятельности, подлежащий в обязательном порядке лицензированию). Однако возникает вопрос о необходимости и целесообразности в таком случае образования ОВС, если страхование интересов определенного круга страхователей вполне успешно можно осуществлять и на коммерческой основе, при этом не ограничиваясь интересами определенного круга страхователей.
В качестве примера можно привести издавна существующее на российском страховом рынке кэптивное страхование, которое по сути призвано обеспечивать интересы определенных страхователей. Но при этом данная форма организации коммерческого страхования отнюдь не ограничивает свою страховую деятельность только интересами этих страхователей. Напротив, практика последних лет показывает, что кэптивное страхование вполне успешно совмещается с дифференцированным страхованием, постепенно отходя от кэптива. В противном случае кэптивное страхование постепенно нивелируется во взаимное страхование, переходит на некоммерческую основу.
Представляется, что закон о взаимном страховании внесет ясность в вопрос о необходимости лицензирования деятельности ОВС. Если предполагается коммерческая основа деятельности таких обществ, то это, несомненно, повлечет за собой необходимость лицензирования их деятельности и, как следствие, определенного государственного контроля за деятельностью ОВС.
Рассматриваемый вопрос в свое время получил разрешение через судебные органы. Так, в частности, ФАС Московского округа постановлением от 20 июля 1998 г. N КА-А40/1572-98, оставив в силе решение суда первой инстанции, фактически указал, что для установления факта правомерности осуществления некоммерческим партнерством деятельности по страхованию имущественных интересов своих членов не требуется получения специального разрешения (лицензии) на страховую деятельность *(88).
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы.
Целью организации и осуществления взаимного страхования является удовлетворение потребностей в страховании интересов только участников общества взаимного страхования без права страхования интересов лиц, не являющихся участниками общества.
Особенностью взаимного страхования является бесприбыльная основа деятельности, в отличие от обычного коммерческого страхования.
Итогом характеристики обществ взаимного страхования может послужить определение, данное обществам взаимного страхования Г.В. Гришиным, который считает, что взаимное страхование - это осуществляемое страхователями, имеющие схожие имущественные интересы и риски в хозяйственной или повседневной жизни, деятельность по созданию и управлению страховым фондом в специфической форме обществ взаимного страхования, функционирующих на бесприбыльной основе *(89).

1. Граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в пункте 2 статьи 929 настоящего Кодекса, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств.

2. Общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями.

Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом о взаимном страховании.

3. Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если уставом общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании.

4. Осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных законом о взаимном страховании.

5. Утратил силу.

Комментарий к Ст. 968 ГК РФ

1. Взаимным страхованием является страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.

Во исполнение п. 2 комментируемой статьи принят специальный Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» , регулирующий отношения по осуществлению взаимного страхования имущественных интересов членов общества взаимного страхования, создаваемого в качестве некоммерческой организации, а также установление особенностей правового положения общества, условий его деятельности, прав и обязанностей членов общества. Информационное письмо Росстрахнадзора от 11 июня 2008 г. N 3286/02-01 «О требованиях, предъявляемых соискателям лицензии на осуществление взаимного страхования» устанавливает требования для лицензирования обществ взаимного страхования.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6047.

Общество взаимного страхования представляет собой основанную на членстве некоммерческую организацию в форме общества взаимного страхования. На общество не распространяются отдельные положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Общество взаимного страхования может быть создано по инициативе группы не менее чем из пяти физических лиц, но не более чем из двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе группы не менее чем из трех, но не более чем из пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества. Общество может быть создано также в результате реорганизации существующих общества взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о взаимном страховании общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом о страховании. До 1 июля 2008 г. для осуществления страхования имущества и иных имущественных интересов своих членов общество взаимного страхования не обязано было получать лицензию.

Общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, осуществляющими особый вид страхования, отличный от прямого страхования, перестрахования и сострахования. Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 декабря 2003 г. N 7038/03 по делу N А32-20054/2001-40/495-52/367, платежи в общества взаимного страхования являются способом объединения денежных средств и доходом этого общества не являются.

2. Пункт 4 комментируемой статьи допускает осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. В настоящее время такие случаи не определены. На взаимной основе может осуществляться только добровольное имущественное страхование:

1) риска утраты, недостачи или повреждения имущества;

2) риска ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц;

3) риска ответственности по договорам своих членов с другими лицами;

4) предпринимательского риска.

Взаимное страхование обществом имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании устава общества, а в случае если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования, — на основании такого договора. При этом взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования.

  • Глава II. Морское судно и его экипаж
  • § 1. Право собственности на судно и его национальность
  • § 2. Судовые документы
  • § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
  • Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
  • Раздел I содержит следующие основные сведения:
  • § 4. Экипаж судна
  • Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
  • Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
  • § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
  • § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
  • Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
  • § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
  • § 4. Обеспечение безопасности навигации
  • § 5. Защита морской среды
  • § 6. Международный кодекс по управлению
  • § 7. Международный кодекс по охране судов
  • Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
  • § 8. Организация поиска и спасания судов
  • § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
  • § 10. Государственный портовый контроль
  • Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
  • § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
  • § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
  • § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
  • § 4. Суда в территориальном море, исключительной
  • Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
  • Глава V. Договор морской перевозки груза
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
  • § 3. Коносамент
  • § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
  • § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
  • § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
  • Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
  • § 1. Основные условия договора
  • § 2. Ответственность перевозчика
  • Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
  • § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
  • § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
  • § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
  • Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
  • § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
  • § 2. Договоры морского агентирования
  • § 3. Договор доверительного управления судном
  • § 4. Договор транспортной экспедиции
  • § 5. Договор перевалки
  • Глава IX. Договор морского страхования
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные права и обязанности страхователя
  • § 3. Основные права и обязанности страховщика
  • § 4. Ответственность страховщика
  • § 5. Взаимное страхование
  • Глава X. Договор о спасании
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
  • § 3. Спасательное вознаграждение
  • § 4. Специальная компенсация
  • § 5. Распределение вознаграждения
  • Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
  • Глава XI. Ответственность и ее ограничение
  • § 1. Ответственность и возмещение убытков
  • § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
  • § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
  • § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
  • § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
  • Глава XII. Общая авария
  • § 1. Понятие общей аварии
  • Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
  • § 2. Виды общей аварии
  • § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
  • Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
  • Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
  • § 1. Морской залог
  • § 2. Ипотека судна или строящегося судна
  • Глава XIV. Арест судна
  • § 1. Полномочия на арест
  • § 2. Морское требование
  • § 3. Условия ареста и освобождения судна
  • § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
  • Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
  • § 1. Претензии и иски. Исковая давность
  • § 2. Морской протест. Составление актов
  • § 3. Суд и арбитраж по морским делам
  • § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений
  • § 5. Взаимное страхование

    В КТМ отсутствуют правила, относящиеся к взаимному страхованию, а ГК содержит лишь одну статью (ст. 968), посвященную этому вопросу. Согласно ст. 968 ГК граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы (применительно к морскому страхованию - всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием) на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Эти общества осуществляют страхование имущества и имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных формах, предусмотренных законом. Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145) установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций), автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств.

    Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования, взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании. Заслуживает внимания п. 4 ст. 968 ГК, согласно которому осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. В морском страховании обязательное страхование ответственности, предусмотренное, в частности, ст. ст. 327 и 334 КТМ, как правило, осуществляется в обществах взаимного страхования, в том числе иностранных.

    Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании", взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования. В этом случае правила страхования являются неотъемлемой частью устава общества и должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества.

    Общество обязуется при наступлении определенного события (страхового случая) произвести страховую выплату члену общества, уплатившему страховую премию (страховые взносы), или выгодоприобретателю в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования.

    Риск страховой выплаты (страхового возмещения), принятый на себя обществом, может быть застрахован у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества.

    Общество не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования (ст. 3 Закона).

    Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы общества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества.

    Число членов общества может быть не менее чем пять физических лиц и не более чем две тысячи физических лиц и (или) не менее чем три и не более чем пятьсот юридических лиц. Обществом осуществляется ведение списка членов общества.

    Общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом 1992 г.

    Среди обязанностей члена общества взаимного страхования следует указать на ту, согласно которой члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.

    Член общества отвечает наравне с другими членами общества по страховым обязательствам общества, возникшим до его вступления в общество, если это предусмотрено уставом общества и получено в письменной форме согласие члена общества.

    В связи с принятием ФЗ "О взаимном страховании" в Закон 1992 г. были внесены значительные изменения, направленные на организацию деятельности этих обществ (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 287-ФЗ).

    В настоящее время трудно определить, какое влияние окажет ФЗ "О взаимном страховании" на деятельность по осуществлению торгового мореплавания в России. Дело в том, что значительное число судов, принадлежащих российским судовладельцам, зарегистрировано в иностранных государствах и является членами клубов взаимного страхования, имеющих солидную репутацию.

    В отличие от "традиционного" договорного морского страхования, насчитывающего несколько сотен лет, взаимное страхование сравнительно молодо - оно появилось около полутора веков назад как реакция судовладельцев на неполный охват морских рисков "традиционными" страховщиками. Например, при столкновении судов ответственность страховщика ограничивалась 3/4 убытков, и судовладелец должен был сам обеспечить страхование оставшейся 1/4 убытков. Постепенно общества взаимного страхования (Protecting and Indemnity clubs) стали страховать и другие риски, в основном риски, вытекающие из ответственности судовладельцев (как договорной, так и деликтной). В настоящее время в мире существует большое число клубов взаимного страхования (Великобритания, США, Швеция, Норвегия), которые объединены в Международную группу клубов (International Group of P & I).

    Охват объектов морского страхования этими клубами примерно одинаков, как и издаваемые ими правила. Наибольшей известностью пользуется The United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) limited, основные положения правил которого излагаются ниже (Rules and Bye-laws, 2008).

    Риски, покрываемые клубным страхованием, перечислены в 26 пунктах Правил. Согласно п. 1 клуб возмещает ущерб, причиненный жизни или здоровью любого лица, занятого обработкой груза на борту судна, или в связи с такой обработкой, а также вред, причиненный смертью пассажира и повреждением его здоровья (включая расходы на лечение, погребение и т.п.), его личным вещам, и расходы на репатриацию пассажира, получившего ранения в результате происшествия с судном.

    Правила 2 - 6 посвящены компенсациям членам экипажа: ущерб жизни или здоровью, лечение, репатриация, замена члена экипажа. Однако не возмещается ущерб судовладельца, если репатриация потребовалась в результате окончания срока контракта, прекращения контракта по соглашению сторон, нарушения судовладельцем условий контракта или в результате продажи судна. Клуб несет ответственность за ущерб, причиненный утратой личных вещей членов экипажа, за исключением ущерба, причиненного в результате утраты наличных денег, чеков, драгоценных металлов или камней. Если в результате полной конструктивной гибели судна член экипажа теряет работу, клуб компенсирует расходы судовладельца по выплате моряку заработной платы и других компенсаций, установленных законом или контрактом.

    Если на судовладельца возлагается обязанность нести расходы в связи с перевозкой незаконных мигрантов, такие расходы компенсируются клубом (п. 8). Возмещаются и расходы по спасанию судна, если они не подлежат компенсации со стороны страховщиков корпуса судна и страховщиков груза.

    При столкновении судов (п. 10) возмещаются расходы и ущерб, причиненный любому другому лицу в результате столкновения, если они не застрахованы у страховщика корпуса судна. Как правило, такие расходы возмещаются частично, однако расходы, связанные с подъемом судна и груза, повреждением имущества на судне (кроме имущества, находящегося на другом столкнувшемся судне), взнос по общей аварии, вред, причиненный смертью или повреждением здоровья, лечение, репатриация, ущерб от загрязнения нефтью или другими веществами (за исключением ущерба, причиненного другим судам и имуществу на этих судах, с которыми столкнулось судно), возмещаются полностью.

    Особое внимание уделяется в Правилах рискам; связанным с загрязнением (п. 12). В принципе компенсируется ущерб, причиненный вследствие утечки или слива нефти и других веществ с судна, расходы на предупредительные меры и т.д. Как правило, не возмещаются убытки, которые распределяются в порядке общей аварии, имея в виду, что груз перевозился на условиях не менее благоприятных для судовладельца, чем Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1994 г.

    Клуб несет ответственность за убытки, причиненные в результате утраты, повреждения или любых других нарушений договора перевозки груза судовладельцем или его работниками (невыполнение обязанностей надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить, выгружать). Возмещаются также убытки, понесенные судовладельцем из-за неприема получателем груза в порту назначения, в той части, в которой они превышают стоимость груза после его продажи и которая не может быть взыскана с соответствующего лица. Условия перевозки груза должны соответствовать стандартам, рекомендованным клубом (в настоящее время это Гаагско-Висбийские правила). Как правило, не возмещаются убытки, причиненные в результате незаконной девиации, утраты банкнот, драгоценностей, валютных ценностей и т.п. (п. 17). Также не подлежат возмещению убытки, возникшие в результате: выгрузки груза в порту ином, чем порт назначения; выдачи груза, перевозимого по коносаменту, без предъявления оригинала коносамента; выдачи коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего наличие договора перевозки груза, в котором неверно указана дата фактической погрузки, отгрузки или получения груза; выдачи коносамента, морской накладной, которые содержат неверное описание груза, его количества или состояния, о чем известно судовладельцу или капитану судна.

    Судовладелец вправе требовать возмещения клубом доли общеаварийных убытков, причитающейся с груза, которую он не в состоянии взыскать с груза в результате нарушения условий договора перевозки (п. 19). Если страховщики корпуса не возместили судовладельцу полностью долю общеаварийных убытков, причитающихся с судна, при условии что судно было застраховано на надлежащую сумму, соответствующая часть доли компенсируется клубом (п. 20). Клуб также возмещает судовладельцу специальную компенсацию, уплаченную при спасании судна, при условии что эта компенсация уплачивается в соответствии со ст. 14 Международной конвенции о спасании 1989 г. или если спасательная операция осуществлялась на условиях стандартной формы спасательного контракта, одобренной клубом (в настоящее время это стандартная форма спасательного контракта Ллойда-LOF 2000).

    В соответствии с п. 22 Правил судовладельцу возмещаются штрафы, налагаемые судом, арбитражем или властями на судовладельца, членов экипажа (которым судовладелец обязан их возместить). В частности, возмещаются штрафы, налагаемые за несоблюдение безопасных условий труда на судне, за недостачу груза или нарушение правил декларирования груза, нарушение таможенных правил, правил, относящихся к конструкции или оборудованию судна, иммиграционных правил, за сброс нефти или других веществ или угрозу сброса, за нарушения, допущенные по отношению к членам экипажа судна или других работников и агентов. Однако штрафы не возмещаются, если судовладелец допустил перегрузку судна или нарушил положения МАРПОЛ-73/78, относящиеся к конструкции и оборудованию судна.

    Ответственность клуба перед судовладельцем по возмещению убытков является ограниченной. Так, если ответственность судовладельца в отношении определенных требований является ограниченной, то клуб не компенсирует убытки, превышающие установленные пределы. Пределы ответственности клуба за убытки, причиненные загрязнением нефтью, устанавливаются время от времени директорами клуба. В настоящее время такими пределами являются: 500 млн. долларов США в отношении одного инцидента с судном, если судно застраховано его владельцем или фрахтователем по бербоут-чартеру, или 100 млн. долларов США, если судно страхуется иным фрахтователем.

    Как правило, не возмещаются убытки, если соответствующий риск был застрахован на полную рыночную стоимость судна у страховщиков корпуса, а также военные риски (убытки, причиненные в результате военных или пиратских действий, народных волнений, захвата, ареста судна и т.д.). То же относится и к страхованию убытков вследствие ядерного инцидента. Все указанные риски могут страховаться в клубе на особых условиях, если директора сочтут такое страхование возможным.

    Не подлежат компенсации убытки, если они причинены в результате вовлечения судна в перевозку контрабанды, в район, объявленный блокированным, или в любые незаконные перевозки, или если директора клуба, в зависимости от обстоятельств, посчитают, что перевозка или рейс были опасными или представляли неоправданную угрозу.

    Условиями страхования каждого судна в клубе являются следующие: в течение всего периода судно должно находиться под надзором классификационного общества, одобренного управляющими клуба;

    О любом происшествии с судном, в связи с которым классификационное общество может дать рекомендацию, касающуюся ремонта или других действий, судовладелец обязан сообщить обществу;

    Судовладелец должен следовать всем правилам и рекомендациям общества;

    Судовладелец предоставляет управляющим клуба право обращаться к классификационному обществу с запросами относительно поддержания класса судна и любой другой информации, которая может оказаться клубу необходимой;

    Судовладелец должен выполнять все требования государства флага, относящиеся к конструкции, снабжению и оборудованию судна, укомплектованию его экипажем, и всегда иметь действительные свидетельства, выданные от имени государства флага, в том числе в отношении МКУБ.

    Судовладелец должен срочно информировать клуб о любом происшествии или требовании, возникшем в связи с судном, и направить клубу все необходимые документы. Он не имеет права урегулировать любое требование в отношении риска, застрахованного в клубе, без письменного согласия управляющих клубом.

    После согласования условий вхождения определенного судна в клуб управляющие так скоро, как это практически возможно, выдают судовладельцу свидетельство о вхождении (Certificate of Entry), в котором указываются начальная дата страхования и условия, на которых судно считается застрахованным.